Как и во многих других измерениях личности Шестого типа, то, что отодвигается в Тень, варьируется в зависимости от подтипов и их предпочтительной стратегии для борьбы со страхом и тревогой.
Тем не менее, как правило, Шестерки сосредоточиваются на страхе и размышлениях, а также беспокоятся о том, как справиться с угрозами, что может оставить их собственную храбрость, веру, силу и уверенность в себе в Тени. Воображение о том, что может пойти не так, ради осуществления контроля означает, что Шестерки не всегда признают собственный авторитет, силу и возможности, когда речь заходит о решении проблем. (Это особенно верно для Шестерок Самосохранения.)
Даже контрфобические Сексуальные Шестерки — которые могут не осознавать чувство страха и находят убежище от тревоги в силе — порой только выглядят уверенными и мужественными. Наранхо говорит, что мужество этих Шестерок может быть мужеством «имеющего оружие», а не глубоким чувством уверенности в том, что все будет хорошо. В случае с Сексуальной Шестеркой уязвимость и пугливость могут находиться в Тени из-за потребности казаться устрашающими и сильными. В противоположность этому Шестерка Самосохранения попадает в ловушку неуверенности в себе и осознанно чувствует себя очень уязвимой — и поэтому может иметь слепые пятна в отношении своей силы, уверенности в себе или агрессии. Социальные Шестерки сознательно фокусируются на подчинении безличному авторитету, поэтому, например, здоровое чувство сомнения и амбивалентности может стать у них слепым пятном.
Жизнь в основном в головах и опора на мышление и анализ в качестве первой линии обороны может означать, что для некоторых Шестерок многие эмоции наряду со способностью к интуитивному знанию могут быть частью Тени. Привычка обдумывать проблемы, полагаясь на логику и рациональность, может означать, что они не владеют своей эмоциональной правдой и внутренней (или инстинктивной) мудростью. Шестерки Самосохранения могут избегать осознания своих более агрессивных эмоций. Социальные Шестерки могут не жить собственными неопределенными или сентиментальными чувствами. А у Сексуальных Шестерок могут оказаться в Тени более мягкие эмоции.
Естественно скептические Шестерки могут также не очень осознавать внутреннюю способность к доверию и вере. Вместо этого они предпочитают сознательно сомневаться, проверять и подвергать сомнению то, что люди говорят, в качестве защиты от того, чтобы поверить в неправильного человека или идею.
Все, что Шестерки проецируют на других, может быть по определению бессознательным и, следовательно, частью Тени. Часто они проецируют свою силу на других, вместо того чтобы владеть ею самостоятельно. Наранхо объясняет, что самообвинение и чувство вины являются ключевыми чертами личности Шестого типа в том смысле, что внутренняя привычка делать себя плохими (как, возможно, они чувствовали себя плохо, угрожая авторитетам) способствует неуверенности, которая мотивирует их страх. Они могут проявлять последствия этого основополагающего предположения о собственной «плохости», опасаясь, что что-то плохое произойдет с ними, потому что они так или иначе этого заслуживают. При этом они даже не осознают, до какой степени ими движет чувство вины и самосопротивления.
Шестерки также бывают слепы к тому, как страх подпитывает их воображение о том, что происходит.
Воспринимая опасность и риск, Шестерки часто полагают, что просто видят то, что находится снаружи, и предполагают, что любые страхи, питающие их, реалистичны и основаны на фактических данных. Однако они могут не до конца осознавать, насколько активно воображение может разрушать или видеть угрозы, которых на самом деле нет. Точно так же они могут не полностью понимать, как попадают в петли обратной связи — когда страхи заставляют их воспринимать реальность определенным образом, что стимулирует появление еще большего страха, который влияет на восприятие того, что реально, а что нет.
Тень страсти Шестого типа: сомневающиеся в подземном мире Данте
Страх (как и гнев) — это одна из основных эмоциональных реакций человека, вполне уместных в некоторых контекстах. Таким образом, страх как таковой не наказывается как отдельный грех в Аду Данте. Но подземный мир наказывает за страх так, что это справедливо и для теневой стороны личности Шестого типа.
Внешнее кольцо Ада наказывает постоянно сомневающихся, тех, кто слишком напуган, чтобы быть по-настоящему верным чему-либо:
И я, взглянув, увидел стяг вдали,
Бежавший кругом, словно злая сила
Гнала его в крутящейся пыли;
А вслед за ним столь длинная спешила
Чреда людей, что верилось с трудом,
Ужели смерть столь многих истребила.
…И понял я, что здесь вопят от боли
Ничтожные, которых не возьмут
Ни Бог, ни супостаты Божьей воли.
Вовек не живший, этот жалкий люд
Бежал нагим, кусаемый слепнями
И осами, роившимися тут.
Рефлексивное сомнение, присущее Тени Шестого типа, похоже на разрыв между импульсом рискнуть и проявить уязвимость и сопровождающим его острым страхом. Шестерки навсегда застряли в привычке хотеть доверять или действовать и находить причины не доверять. В подземном мире Данте эта нерешительность окончательна. Безжалостные укусы теперь заставляют этих теней бездумно гоняться за знаменем, выражая преданность, которая уже ничего не стоит, символизируя то, как они не смогли преодолеть сомнения и занять твердую позицию в жизни.