Полюбите нас беленькимиЭтот материал был опубликован в 2005 г. в журнале "Компания". И его перепечатали многие сайты по психологии или HR-тематике.
Вот тут можно найти полный текст.***
Несколько лет назад руководитель департамента одной компании очень придирчиво выбирал зама, отметая, казалось бы, очень сильные кандидатуры. Спустя некоторое время выяснилось, что, кроме профессиональной успешности, ему было важно, чтобы будущий зам имел как минимум первый разряд по шахматам. Это одно из крайних проявлений субъективности, но от подобных неявных вещей иногда зависит окончательное решение при приеме на работу. Очень часто помимо профессиональных качеств оцениваются и физические данные. Речь идет не об альтернативе: брать красивого и непрофессионального или уродливого профессионала, а о том, учитывать ли этот фактор и в какой мере.
Элина Золотова, директор по маркетинговым коммуникациям «Национальной компьютерной корпорации» считает, что привлекательные люди имеют больше шансов при поиске работы. В некоторых случаях их внешность помогает работодателю «не заметить» какие-то мелкие недостатки.
Игорь Манн, директор по маркетингу в странах СНГ компании Alcatel убежден, что сотрудник должен быть специалистом и коллегой на 100% и тогда все в нем будет прекрасно.
Элина Золотова, «Национальная компьютерная корпорация»: «Я убеждена, что большинство людей, которым приходится выбирать сотрудников, осознанно или нет, но учитывают внешние данные соискателей. Считаю это абсолютно естественным и уж ни в коем случае не зазорным. Причин, по которым мы предпочитаем работников с привлекательной внешностью, несколько. Первая, самая простая – нам приятно видеть вокруг себя все гармоничное. А поскольку большинство людей относятся к категории «визуалистов», для них это почти органическая потребность.
Еще один фактор, почему работодатели симпатизируют привлекательным людям, открыта психологами. Они утверждают, что человеку с располагающей внешностью окружающие изначально приписывают положительные качества – ум, хороший характер, профессионализм и т. п. То есть он сразу имеет некоторый кредит доверия. Зная это, наниматели довольно часто выбирают соискателей с определенной внешностью – в зависимости от специфики работы и контингента, с которым придется общаться будущему сотруднику. В одной ситуации это могут быть юные длинноногие девочки, в другой – привлекательные и интеллигентные женщины средних лет, в третьей – представительные мужчины за 50. Конечно, это в большей степени относится к работникам front-office, которые постоянно контактируют с внешним миром и отчасти олицетворяют компанию перед клиентами, партнерами, прессой. Какой фирме хочется иметь непривлекательное «лицо»?
Часто «за красивые глаза» удается быстро добиться тех результатов, которых исключительно с помощью профессионализма пришлось бы достигать значительно дольше. Вот типичная ситуация. Во время одной из дилерских конференций я знакомлю потенциального партнера со своей коллегой – в равной мере привлекательной и профессиональной, и слышу от него вопрос: а у вас в компании все женщины такие красивые? После этого ей было гораздо проще вести с ним переговоры.
Есть и третья причина, по которой «красивые» предпочтительнее в качестве сотрудников. Как правило, привлекательность взрослого человека – это уже не столько дар природы, сколько результаты его собственных усилий. Это не может не вызывать уважения. Кроме того, в большинстве своем, если человек кажется нам красивым, то за этим стоит его уверенность в себе и благополучие. А если на самом деле у человека не лучший период в жизни, и он, тем не менее, выглядит привлекательным, то за этим часто кроется сильный характер. То есть, принимая на работу человека с приятной внешностью, работодатель в какой-то степени подстраховывает себя от проявления у сотрудника, например, комплекса неполноценности вкупе с комплексом Наполеона».
Игорь Манн, Alcatel:
«Упаковка вторична. Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо держать в уме два дополнительных вопроса: что такое «внешний вид» и где будет работать соискатель – в back-office компании или в front-office?» Подробнее...