Ближайшими родственниками «моего» НЛП являются математика как язык описания и языки программирования. Чтобы образно объяснить людям с техническим и математическим образованием, о чем идет речь, я обычно предлагаю представить, как работает программист. У него есть язык описания, на основе которого создаются алгоритмы. И некое содержание при помощи алгоритмов он превращает в программу. По сути дела, четвертое НЛП — это «операционная система», которую вы можете «загрузить» себе в голову и с помощью нее и набора «приложений» решать такие задачи, с которыми, как раньше казалось, можно справиться только интуитивно или путем озарения.
Какие бизнес-задачи могут решаться с помощью НЛП, или какие «приложения» существуют на данный момент?
М. Г.: Первое — ведение переговорного процесса на высоком уровне: с инвесторами, партнерами по бизнесу, вендорами или продажи сложных услуг типа системной интеграции, консалтинга и т. д. Второе «приложение» — это проведение убеждающих презентаций на сложные темы. Третье — ведение совета директоров, особенно когда есть противоречия, которые непонятно, как разрешать. Четвертое — разработка идеологии компании и улучшение коммуникативности между сотрудниками. Пятое — построение стратегических целей организации, которые понятны людям, и увязка идеологии со стратегическими целями. Шестое — создание продуктового и корпоративного брендов и ребрендинг, механизмы согласования бренда с корпоративной культурой. Для эффективного существования организации очень важно, чтобы то, что мы транслируем вовне, соответствовало тому, что мы транслируем вовнутрь.
И наконец, самое главное: НЛП как «операционная система» позволяет видеть и решать все эти бизнес-задачи в едином комплексе, нечто напоминающее ERP.
По отношению к НЛП существует масса предубеждений. С чем, на ваш взгляд, они связаны?
М. Г.: Прежде всего с неудачным названием — «нейролингвистическое программирование», которое, если не знать историю его возникновения, может трактоваться не самым лучшим образом. А история такова — преподаватель матлингвистики Калифорнийского университета Санта-Круз (США) Джон Гриндер и студент-психолог Ричард Бэндлер объединились, чтобы алгоритмизировать деятельность ведущих психотерапевтов. Это было в 70-х годах ХХ века. Гриндеру и Бэндлеру показалось, что в работе всех специалистов, которых они знали, лежат одни и те же алгоритмы. Их разбили на два типа: связанные с физиологией — отсюда «нейро» и связанные с языком — отсюда «лингвистическое». А поскольку Гриндер преподавал матлингвистику, они и назвали свою деятельность «программированием».
Вторая причина предубеждений, на мой взгляд, заключается в том, что НЛП работает в рамках парадигмы, отличной от традиционной. Это очень важно и пока недооценено. В гуманитарных науках создание НЛП — это прыжок, равноценный тому, что сделал Эйнштейн с теорией относительности в физике ХХ века. Но если вы что-то пытаетесь объяснить людям в новой парадигме, информацию поначалу всегда воспринимают в старой. А в старой парадигме это или плохо выглядит, или не работает, или ничем не отличается от того, что было. Поэтому типовая реакция — боязнь и навешивание ярлыков. Представьте себе, что бы случилось, если бы Лобачевский на выпускном экзамене по геометрии в гимназии сказал: «Я считаю, что две параллельные прямые в пространстве пересекаются». Такое было со всеми «лженауками» ХХ века: психоанализом, генетикой, кибернетикой...
Третья причина в том, что НЛП — очень молодая дисциплина. Поэтому большинство людей, которые им занимаются, не могут корректно ответить на вопрос, что это такое и для чего используется. Их ответы неубедительны. В методологию вопроса они не лезут
Мне кажется, это три основные причины. Возможно, есть еще и четвертая. Журналистам нужны жареные темы. Я однажды в каком-то популярном издании в статье про НЛП прочитал что-то вроде «Агент Моника зазомбировала Билла Клинтона». Но ситуация сильно меняется. Бизнес-сообщество начинает понимать, что НЛП позволяет решать такие задачи, которые в современном менеджменте и маркетинге до сих пор не были решены.
Часто можно услышать возражения: «А причем тут НЛП? Ведь задачи можно решить другими средствами».
М. Г.: Действительно, многое можно решить без НЛП, особенно если не жалко несколько десятков миллионов долларов, и в запасе вся жизнь. Какие-то бизнес-задачи по отдельности, не в комплексе, решают такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент и т. д. Но в маркетинге, например, нет ответов на важнейшие вопросы. Как строить корпоративный или зонтичный бренд? Как оценивать креатив бренда? В классических учебниках по бизнесу нет ответа на вопрос, например, как вести совет директоров, как добиться, чтобы собственники договорились между собой, когда есть неразрешимые, на первый взгляд, противоречия. Причем в идеологии win-win и в соответствии со стратегическими целями компании.
Можете привести примеры решения конкретных бизнес-задач методами НЛП?
М. Г.: Можно взять для примера оценку креативных решений в брендинге. Если рекламодатель не владеет формализованной технологией оценки креатива, то рекламному агентству довольно просто бывает ввести его в «гипнотическое состояние». Достаточно произнести волшебные слова о том, что агентство разработало успешный креатив компании, работающей на рынке заказчика и являющейся его лидером, после чего рекламодатель платит большие деньги, чтобы ему сделали то же самое. У моего заказчика была подобная ситуация. Компания уже заплатила за креатив, но часть топ-менеджмента «терзали смутные сомнения». Однако аргументированно доказать собственникам их обоснованность топ-менеджеры не могли. Это и неудивительно, ведь в маркетинге нет терминов, позволяющих адекватно формализовать и алгоритмизировать такую задачу. Но подобные задачи можно решать с помощью «приложения, позволяющего проводить оценку креатива». После тренинга, на котором заказчик научился использовать это «приложение», топ-менеджеры и собственники пришли к единогласному решению — данный креатив не использовать. Это принесло компании экономию в несколько миллионов долларов, ибо основные затраты в брендинге связаны с продвижением.
Еще одна, кстати, довольно часто встречающаяся сейчас ситуация — с советом директоров. В компании несколько собственников. Часть из них хотят продолжать бизнес в долгосрочной перспективе, а часть нет. Из-за этого возникают проблемы с инвестициями в развитие, что угрожает существованию компании в среднесрочной перспективе. В момент обращения к консультанту в компании налицо конфликт среди собственников и вследствие этого торможение инвестиционных программ, продолжающееся уже довольно долгое время. В момент окончания работы — консенсус и возобновление инвестиций.
В чем суть вашего нового подхода к управлению?
М. Г.: Речь идет о претворении в жизнь нескольких ключевых принципов.
Первый принцип заключается в том, что бизнес — это не только поток денег и товаров, но и взаимодействие людей или групп людей. Именно в результате этого взаимодействия может возникать или не возникать тот или иной поток денег и товаров.
Второй принцип: взаимодействие людей в компании между собой и с любой из внешних групп имеет или может иметь негативные или позитивные финансовые последствия (трансакционные издержки или трансакционная прибыль). Неправильное взаимодействие может привести к блокирующим трансакционным издержкам, т. е. останавливающим проекты компании или угрожающим ее существованию, стоимости и т. п. Чем выше уровень взаимодействия, тем выше уровень рисков трансакционных издержек. Риски можно минимизировать.
Третий принцип. Люди принимают решение об участии в потоке денег и товаров не объективно, а субъективно, исходя из своих внутренних установок, и того, как объективная реальность в них преломляется. Что очень близко к идее «наблюдатель определяет систему», пришедшей, по-моему, из физики ХХ века.