«Я — последняя буква в алфавите»,
или О любви к себе
Когда заходит разговор о любви к себе, люди часто делятся на два непримиримых лагеря. Противники обычно вспоминают, что «я — последняя буква в алфавите», «жить надо ради других», «быть эгоистом плохо», «эгоисты не способны любить других», «любовь к себе нужно заслужить» и прочее подобное. И их позиция со стороны выглядит очень привлекательной. А как иначе: люди, забывая о собственных интересах, заботятся о других...

Убеждения сторонников любви к себе более разнообразны. Кто-то вспоминает Айн Рэнд с ее клятвой: «Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить для кого-то другого и не попрошу кого-то другого жить для меня». Кто-то видит себя центром вселенной и, не желая жить для других, считает совершенно естественным, что другие живут ради него... А для кого-то вообще непонятно, что тут обсуждать: любить себя и любить других для них — одинаково естественно.

И они очень удивились бы, узнав, что для многих любовь к себе не только не естественна, но просто под запретом. И что эти люди осознанно или бессознательно живут с убеждениями, о которых я написала выше.

Вообще тема любви к себе всплывает на коучинговых сессиях постоянно. Рано или поздно добираешься до нее, когда работаешь с разнообразными запросами: тут и отношения, в которых человека постоянно обижают, и нелюбимая работа, и проблемы с собственными детьми, и проблемы с внешностью (например, с лишним весом)... Не любя себя, люди как будто транслируют вовне сообщение: «я не достоин». А другие легко его считывают и ведут себя соответственно.

Очень часто люди говорят: «Я не люблю себя, но всю свою любовь отдаю детям, мужу, Родине, профессии и т.п.». Значит ли это, что вас устраивает безответная любовь?

Если вы не любите себя, как можете ожидать, что другой человек вас полюбит? Почему, если вы не ценны для себя, то можете стать ценным для другого? Фактически вы обесцениваете чувства полюбившего вас человека, если считаете, что он полюбил кого-то, кто недостоин вашей любви.
Пирамида логических уровней.
Мне часто приходилось слышать о том, что такое отношение к вопросу о любви к себе пришло из христианства.

Но давайте вернемся к его истокам. Мне очень близко то, как разбирает заповеди Иисуса Роберт Дилтс.

«Когда Иисусу предложили назвать величайшую из Заповедей, он сказал, что первая и самая важная — „Возлюби Господа своего всем сердцем своим, всем умом своим, всей душой своей и всеми силами своими".

Что это значит с точки зрения логических уровней?

Здесь говорится о том, что необходимо направить себя на самую высокую духовную цель (Господа) всем своим сердцем (ваши убеждения), всем своим умом (ваши способности), всей своей душой (ваша идентичность), всеми вашими силами (ваше поведение). По сути, произошло выравнивание всех логических уровней.

Иисус сказал также, что есть и вторая заповедь, столь же важная, как и первая, но идущая после первой: „Возлюби ближнего своего как самого себя".

Коль скоро все выровнено, то вы любите окружающих людей так же, как себя. На языке НЛП это будет означать способность занять „вторую позицию". То есть умение воспринимать и дорожить моделью мира другого человека, как своей собственной.

Но заметьте: если все эти уровни не выровнены, если я раздираем конфликтами и сам себя ненавижу, то я неконгруэнтен и полностью уверен, что буду относиться к своему ближнему точно так же, как отношусь к себе: с ненавистью.

То есть важнее всего внутренняя конгруэнтность. Но если я обладаю лишь внутренней конгруэнтностью и не способен понимать и относиться с уважением к модели мира другого человека, то могу просто сминать людей, сам того не замечая.

Во внутренней конгруэнтности заключается одна из интересных сторон силы личности. Я на самом деле считаю, что для равновесия необходимы как выравнивание, так и конгруэнтность и что следуют они именно в таком порядке».

*Конгруэнтность — это соответствие ваших мыслей, слов и действий друг другу, целостность, самосогласованность личности вообще, выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному.
Многие из нас выросли в обществе, где действительно любить себя считалось неправильным. Человек, который любит себя, непременно представлялся самовлюбленным эгоистом, которому наплевать на интересы всех остальных. Предполагалось, что любить можно или только себя или только других.

Простая идея о том, что и-и гораздо естественнее, чем или-или, почему-то не приходила в голову...


Made on
Tilda