СМИ пишут, что скоро выйдет новый фильм «Руслан и Людмила». Надеюсь, он будет хорош. У меня особо трепетное отношение к этой сказке, а фильм 1972 года смотрела бессчетное количество раз.
Собственно, новость о выходе очередной версии «Руслана и Людмилы» и натолкнула на идею статьи. Тем более, что это произведение на стыке эпоса, сказки и романтики. В нем главные персонажи проходят Путь героя, и интересно посмотреть на их трансформации сквозь призму эннеаграммы.
Эннеатипы персонажей (как я их вижу)Руслан – контрфобическая Шестёрка:
- У него очень много черт 6-го типа — он верен, предан, готов рисковать ради тех, кого любит.
- Его путь связан с преодолением страха и сражением с внешними и внутренними угрозами.
- Он всё время проверяется на мужество и способность довериться (и себе, и судьбе).
- Важный мотив Шестерки — героизм не из тщеславия, а «чтобы защитить». Руслан именно такой.
Людмила — нежная, доверчивая, олицетворение любви и чистоты. Хотя у неё мало активных действий, по крайней мере в начале сказки, её образ — «светлый ориентир», ради которого действуют другие. Она символизирует заботу, сердечность,
нужность для других (её похищение пробуждает движение всей истории). Больше всего она похожа на Двойку, способную перейти в Восьмерку (например, противостояние Черномору), если ее как следует разозлить.
Финн — один из самых глубоких и цельных персонажей поэмы. Это Мудрец-Пятёрка, который прожил драму своего эннеатипа и сумел интегрировать её, превратив изоляцию и потерю в источник силы и смысла:
- Главная линия Финна — отстранённость, уход в служение, умение смотреть со стороны, видеть перспективу и делиться знанием.
- Его история с Наиной показывает и «тень» Пятёрки: когда он был захвачен эмоциями и желанием, он потерял и любовь, и внутреннюю опору.
- Вернувшись к себе, он обрел позицию наблюдателя, мудреца, который способен направлять других.
- Отстранённость от борьбы, но глубокая включённость в понимание.
- Желание найти смысл, а не внешнюю славу.
- Его роль в поэме — не воин и не соперник, а учитель. Это зрелое проявление Пятёрки: накопленный опыт становится даром для других.
У
Ратмира прослеживается Шестёрка с сильным крылом 7 — и это многое объясняет:
- В начале он ориентируется на внешнее признание и славу как социальная Шестёрка.
- Его метания между «оставаться в борьбе» и «искать утешение в удовольствиях» очень шестёрочные: сомнения, поиск опоры, но при этом стремление найти безопасность.
- Лёгкость и стремление к удовольствиям (7-крыло). Он легко отвлёкся от миссии ради соблазнов — это типично для «семёрочного» крыла: искать наслаждение, бежать от тревоги в удовольствие.
- Но за этой лёгкостью чувствуется неустойчивость: он не знает, чего на самом деле хочет, и боится ошибиться. Ему нужно, чтобы кто-то или что-то стало опорой.
- Поворотный момент: когда он понимает, что удовольствия и даже слава не дают глубины, он выбирает свою любовь. Это и есть движение Шестёрки к подлинному доверию и внутренней опоре.
Колебалась между Шестеркой и Семеркой, но все же остановилась на 6к7.
Наина мне больше всего напоминает нездоровую Тройку с четвертым крылом:
- В юности: Наина не видела ценности в настоящей встрече, для неё важно было признание, статус, «результат», желание быть особенной. Финн — тогда ещё безвестный юноша — её не впечатлил.
- Поворот: когда Финн стал мудрецом, сильным и признанным — тогда она его захотела. Но это уже была любовь к успеху, к «образу», а не к его внутреннему.
- Провал: Тройка без опоры на подлинность в итоге рушится. Красота уходит, успех не удерживается — и остаётся пустота. Для Наины это обернулось превращением в ведьму.
То есть её трагедия — в том, что любовь она отождествляла с достижением и признанием. Финн любил её как человека, а она его — только как символ успеха (и не факт, что полюбила в конце жизни, но он стал ей интересен, поскольку добился славы). У Пушкина Наина — как предупреждение о том, что будет с человеком, если подлинные чувства подменяются гонкой за имиджем.
Черномор выглядит как карикатурная Восьмёрка:
- авторитет через силу, контроль, запугивание;
- демонстративная мощь (борода, волшебство, крепость).
Но без магии он жалок. И это очень по-восьмёрочному в тени: страх собственной уязвимости → потребность всё время казаться сильным, иначе мир раздавит.
То есть Черномор прикрывает слабое ядро внешними «доспехами». Если у здоровой Восьмерки сила идёт изнутри (вера, энергия, способность защищать), то у Черномора она вся во внешних инструментах. Это и делает его злодеем-пародией.
Фарлафа я вижу нездоровой Девяткой (Миротворец в тени) с ведущим инстинктом самосохранения:
- Избегание конфликта, боли и напряжения. Он старается не ввязываться в прямую борьбу, а действовать окольными путями. Это пассивность и желание «обойти острое».
- Проявление инстинкта самосохранения: он заботится о себе в самом простом ключе — поесть, попить, отдохнуть, не напрягаться.
- Инертность. Вместо решительности и мужества (как у Руслана) он склонен к промедлению, поиску обходных решений, уступок обстоятельствам. Вместо того, чтобы действовать, он уходит в удобство и «сонное состояние».
- Влияние извне. В классике Девятки часто позволяют другим вести себя — и Фарлаф становится орудием Наины.
- Тень Девятого типа — это не мягкий миротворец, а «исчезающая» фигура, которая в решающие моменты либо избегает ответственности, либо действует не из своей силы, а по чужой указке. И это как раз про Фарлафа.
В контексте поэмы — это противопоставление Руслану (6), который идёт в действие, берёт на себя ответственность.
Рогдай — один из женихов Людмилы, чья линия в поэме быстро обрывается: он нападает на Руслана и погибает в первой же битве. На мой взгляд, он похож на нездоровую Восьмерку (Босс, Бунтарь):
- Он действует прямолинейно, грубой силой.
- У него нет сложных интриг, он решает через «удар» и открытое нападение.
- Его мотивация — доминировать, победить соперников, взять что хочет.
Рогдай — это «теневая» Восьмёрка, проявленная односторонне: грубая сила без мудрости и стратегического взгляда. Поэтому он быстро погибает — его путь героя обрывается на пороге.