«Богини в каждой женщине»,
или О традиционных женских ролях
Таблица взята отсюда.
Психологическая игра «Богини в каждой женщине» создана Натальей Базика на основе одноименной книги Джин Шинода Болен.

Несмотря на совершенно популистское название (чего я очень не люблю), и игра, и книга очень глубокие. И интересные!

Джин Шинода Болен пишет: «Могучие внутренние схемы, или архетипы, объясняют основные различия между женщинами. Одним, например, для того, чтобы ощущать себя состоявшейся личностью, нужны моногамия, институт брака и дети – такие женщины страдают, но терпят, если не могут достичь этой цели. Для них самое большое значение имеют традиционные роли. Они разительно отличаются от женщин другого типа, которые превыше всего ценят свою независимость, поскольку сосредоточены на том, что важно лично для них. Не менее своеобразен и третий тип -- женщины, которых манят напряженность чувств и новые переживания, из-за чего они вступают во все новые личные отношения или мечутся от одного вида творчества к другому. Наконец, еще один тип женщин предпочитает одиночество; наибольшую значимость имеет для них духовность. То, что для одной женщины свершение, другой может показаться полной бессмыслицей – все определяется тем, архетип какой богини в ней преобладает. Более того, в каждой женщине уживаются несколько богинь. Чем сложнее ее характер, тем вероятнее, что в ней деятельно проявляются разные богини – и то, что значимо для одной из них, лишено смысла для остальных... ».

О чем это вообще?

Мы многое взяли от древних греков. И их мифы – одна из величайших ценностей. Далеко не только потому, что они увлекательны. А потому, что и их герои, и сюжеты архетипичны. Они вечные и универсальные для любой культуры, любого народа, любой эпохи. Именно поэтому и влияют на наши жизни. Да, собственно, они и взяты из жизни.

Игра всегда под конкретный запрос. Физически это игровое поле, кубик, подсказки, метафорические карты, маршрутный лист (перечень вопросов, по которому выстраивается игра). Задача игры – понять, какие сильные стороны (ресурсы) и каких именно богинь помогут вам достичь цели, какие собственные страхи и родительские запреты могут вам помешать и как их обойти. Поскольку все построено на метафорах, ответы приходят легко и воспринимаются без сопротивления.

Подробнее об игре ниже. А пока о самих богинях-архетипах. Джин Шинода Болен выделила 7 греческих богинь, соответствующих 7 архетипическим женским ролям:

  • Артемида (Диана у римлян) – сестра, подруга;
  • Афина (Минерва) – стратег, покровитель ремесел;
  • Гестия (Веста) – мудрая женщина, добрая тетушка, хранительница домашнего очага;
  • Гера (Юнона) – жена;
  • Деметра (Церера) – мать;
  • Персефона (Прозерпина) – дочь, жертва и интуитивная женщина;
  • Афродита (Венера) – любовница и творческая женщина.
Все эти архетипы проявляются в жизни любой женщины. Но, как правило, у каждой из нас наиболее активны 2-3. Я вот, например, больше всего Персефона.

Галина Бедненко считает, что обычно архетипы вступают в свои права по очереди, но в принципе могут проявиться в любом возрасте: «Первой в девочке выделяется Кора-Персефона – дочь своей матери. Девушка в подростковом возрасте часто делает выбор между Корой-Персефоной и Артемидой. Затем приходит время Афродиты и (или) Геры. Далее наступает очередь Деметры, а затем является Гестия. Это естественная последовательность, связанная с физиологическим циклом и с этапами жизни женщины (Дева-Женщина-Старуха). Вместе с тем, эти архетипы сопровождают и наше индивидуальное личностное развитие. Поэтому все они могут проявиться в любом возрасте, в зависимости от конкретных обстоятельств и воли женщины».

У каждой богини есть сильные и слабые стороны, особенности и психологические проблемы на разных этапах жизни. И пути развития женщин, как следует из теории Болен, таковы:

  • усиление сильных сторон активных архетипов;
  • учет их слабых сторон и своевременное реагирование на их проявления;
  • cпособность в нужное время активировать те архетипы, которые наиболее эффективно помогут в решении задач в данный конкретный момент;
  • способность владеть стратегиями всех семи богинь.
Особенности богинь (как и реальных женщин!) во многом связаны с мифами об их рождении и детстве. Так что с этого и начну.
Крейн. Диана и Эндимион (фрагмент)
Артемида была внебрачным ребенком, родилась от Лето и Зевса. Гера преследовала беременную Лето, а Зевс самоустранился. После того, как родилась Артемида, она помогла беспомощной матери родить Аполлона. Что мы имеем? Слабую мать, предавшего и отстраненного отца. Позже еще и Аполлон предал богиню, когда спровоцировал на убийство возлюбленного (Ориона). Отсюда у Артемиды любовь к свободе, стратегия «я сама» и способность добиваться целей, определенная жесткость, недоверие к мужчинам, конкуренция с ними и т.п. Зато для женщин Артемида подруга и защитница.
Франц фон Штук, Афина Паллада
Афина была законной дочерью Метиды (Премудрости) и Зевса. Но история ее рождения, мягко говоря, нетривиальна. Зевсу предсказали, что ребенок свергнет его с Олимпа (но какой именно ребенок – не сказали). А поскольку и сам он сверг отца, и его отец – деда, то Зевс поверил. И от греха подальше проглотил беременную жену. В какой-то момент у него дико разболелась голова, и чтобы избавиться от боли, он попросил Гефеста разрубить ее. Из головы родилась взрослая Афина, одетая в доспехи. Т.е. богиня вышла не из чрева матери, а из головы отца. И, повторюсь, в доспехах. Поэтому Афина – это всё о разуме. Она действительно стратег. И она очень сильна как личность. Но контакт с чувствами и телом у нее очень слаб. Детства у Афины не было, так что с внутренним Ребенком контакта она не имеет, а ведь это означает доступ к радости, творчеству, спонтанности… И матери как таковой у нее не было, целиком и полностью папина дочь. Надо ли объяснять, что значит отсутствие материнской любви? Зато мы помним, что Афина – любимая дочь и правая рука Зевса. И часто место таких женщин – за спиной сильных мужчин.
Hrano Janta. Гестия
Гестия – самая старшая богиня в этой компании. Она дочь Кроноса и Реи, старшая сестра Зевса, Геры, Деметры. Помним, да, что Кронос имел привычку глотать детей, поскольку ему было предсказано, что он будет свергнут сыном? Так и случилось, кстати, его сверг Зевс. Интересно то, что Гестия была проглочена первой и исторгнута Кроносом последней, т.е. провела в заточении больше времени, чем все другие боги. Здоровая связь с отцом и матерью, по понятным причинам, у нее отсутствует. Но она так долго пробыла в одиночестве, что научилась справляться с жизнью сама и стала самодостаточной. Это самая интровертная богиня. И одна из главных ролей этого архетипа – стать на время убежищем для женщины, где та может побыть наедине с собой, привести чувства в порядок и восстановиться. У самой Гестии нет особых проблем, разве что в ситуациях, когда требуется «выходить в народ», она не умеет себя предъявлять миру.

Артемида, Афина и Гестия – богини-девственницы. В жизни обычных женщин, если наиболее силен один из этих архетипов, это означает определенную неуязвимость от чувства привязанности, самостоятельность и способность жить счастливо без семейных уз.

Густав Моро. Жалоба павлина Юноне
Гера – сестра Зевса, дочь Кроноса и Реи. Т.е. она тоже была проглочена отцом и исторгнута после того, как Зевс победил Кроноса. Сразу после второго рождения Гера была отправлена на воспитания к дяде с тетей (к Океану и Тефиде). С одной стороны, у нее, как и у Гестии и Деметры, нарушена связь с родителями. С другой стороны, приемная семья оказалась любящей и показала юной богине пример счастливого супружества. До замужества (а Гера – великая жена Зевса, верховного бога Олимпа) у богини не было собственного божественного удела… Т.е. ее роль – исключительно жена и правительница, вне ее Гера не мыслит своего существования.
Деметра и Персефона
Деметра – сестра Зевса, Геры, Гестии. Вторая (после Метиды) жена Зевса. С ее рождением все понятно, уже написала выше. Про детство ничего особенно не известно. Т.е. ее служение началось с момента, когда родилась дочь, Персефона. Вне воспитания детей она чувствует себя никем. Зато как мать действительно щедра. В жизни «детьми» женщины могут быть не только собственные дети, но и приемные. И даже проекты, в которые Деметра вкладывает всю энергию. К сожалению, Деметру не научили заботиться о себе и соблюдать личные и чужие границы. С этим связаны ее основные проблемы.
Данте Габриэль Россетти. Прозерпина
Персефона – дочь Зевса и Деметры, родилась в законном браке. Единственная из всех богинь, у кого было счастливое детство. Отсюда у нее базовое доверие миру, которое помогает даже в самые тяжелые времена. Она купалась в материнской любви. Отец хоть и был отстранен, но признавал ее. Первая роль Персефоны – юная девушка, дочь. Счастливая и беззаботная. При этом зависимая от мамы, не способная принимать самостоятельные решения и безответственная. Но Персефона – не только Дочь. Она выступает еще и в роли Жертвы, и Интуитивной женщины, «повелительницы подземного царства». Под «подземным царством» Джин Шинода Болен подразумевает бессознательное. Т.е. Персефона через инициации, через прохождение состояния Жертвы, взрослеет и становится сильной и мудрой. Но это длинная история, позже напишу подробнее.

Гера, Деметра и Персефона – уязвимые богини. Жизнь женщин с ведущими архетипами этих богинь наполнена смыслом только когда они могут исполнять свои семейные роли. И, к слову, как и девственные богини, эти трое не слишком сексуальны. Для Геры секс – часть обязанностей жены. Для Деметры – путь к беременности. Для Персефоны… вообще не очень понятно, ее взрослая жизнь началась с метафорического «изнасилования», хоть и мужем. В целом отношения с Гадесом (мужем) у Персефоны сложились нормальные, и любовники были (Адонис и Дионис), но для секса «в удовольствие» ей все же нужна Афродита.

Есть у уязвимых богинь еще одна особенность – цикличность их проявлений. Гера может выступать в роли невесты, любимой жены и властительницы, ревнивой и несчастной жены и наконец отшельницы (был эпизод в ее жизни, когда она ушла от Зевса). Деметра бывает щедрой матерью, давящей и осуждающей матерью и истощенной. Персефона может перемещаться между состояниями счастливой девы, жертвы и интуитивной женщины. Вся эта цикличность, конечно, в мифах напрямую говорит о смене времен года. Ну а в жизни... Мы, уязвимые, ходим по кругу. У богинь-девственниц, кстати, пути более прямые.

Сандро Ботичелли. Рождение Венеры
Но вернемся к Афродите – богине любви и красоты. Она стоит несколько особняком, Болен называет ее «алхимической». Она ни в коем случае не жертва, и это объединяет Афродиту с «девственными» богинями. Но при этом она открыта для чувств, и это роднит ее с «уязвимыми» богинями. Возможно, ее сексуальность от того, что, по мифам, родилась она из морской пены после того, как капля семени оскопленного Кроносом Урана упала в океан. Вообще Афродита любит саму любовь, а не «объект» и легко расстается с теми, кого перестала любить. Возможно, слабые привязанности – как раз из-за того, что она не знала родителей. Кстати, сексуальная энергия – это еще и энергия творчества. В общем, любви и творчества в жизни богини много. Основная проблема – увлекается всем подряд, в том числе и тем, что ей явно не нужно или не на пользу. Ее нередко обвиняют в поверхностности и необязательности. Но за очарование прощают всё :).
Об игре

Это был экспресс-обзор по архетипах греческих богинь. Конечно, про них можно говорить бесконечно. И об отношениях с мужчинами, женщинами, детьми. И об отношении к работе и решению задач. И о проблемах и сильных сторонах, которые активируются в определенном возрасте.

Но вернемся к игре. Она всегда под конкретный запрос. Есть игровое поле, кубик, подсказки, метафорические карты, маршрутный лист (перечень вопросов, по которому выстраивается игра). Не знаю, как это получается, но цифры на кубике выпадают таким образом, что подсказки приходят ровно на заданный вопрос, уместные и понятные. Задача игры – понять, какие сильные стороны (ресурсы) и каких именно богинь помогут вам достичь цели, какие собственные страхи и родительские запреты могут вам помешать и как их обойти. Поскольку все построено на метафорах, ответы приходят легко и воспринимаются без сопротивления. Например, мне гораздо легче говорить, что «сейчас Персефона во мне пришла в состояние Жертвы», чем «какого-то черта опять жизнь не мила».

Естественно, я как ведущая по ходу игры помогаю понять, что обозначает нахождение фишки именно на этой позиции игрового поля. Но все-таки основной смысл открывают для себя сами играющие, и именно в этом ценность игры.

Предвижу законный вопрос: поиграли, что-то узнали и что дальше? Допустим, я понимаю, что архетип Деметры мешает мне в данный момент строить отношения с независимой дочерью-Артимедой, что дальше? Часто ответы приходят уже в ходе игры, и этого достаточно. Иногда нужно помочь женщине раскрыть в себе тот или иной архетип. А вот для этого я коуч, и у меня есть определенные инструменты для дальнейшей индивидуальной работы. Но я искренне считаю, что игра позволяет продвинуться очень далеко. И с удовольствием приглашаю всех поиграть.

Краткий кейс по игре можно прочитать тут.

Условия

Я в основном работаю по скайпу. Можно играть индивидуально, можно в группе 2-4 человека. Есть свои плюсы и минусы в обоих форматах. Если вы готовы рассказывать о своих запросах и инсайтах в группе, то этот вариант для вас хорош, поскольку создается групповое поле поддержки.

Длится игра 2-3 часа. Стоимость 3 тыс. руб. при групповой работе, 5 тыс. руб. при индивидуальной.

Когда захотите поиграть индивидуально или с подругами (2-3 человека), пишите мне на мейл info@elina-zolotova.ru.

***

И еще. Не могу не написать про книги. Благодаря им и игре открыла для себя новый мир. Очень рекомендую книги «Богини в каждой женщине» (Джин Шинода Болен) и «Греческие богини. Архетипы женственности» (Галина Бедненко). Обе книги НЕ популистские, написаны серьезными авторами (обе – юнгианские психоаналитики), читаются при этом запоем.

На обложке. Альфонс Муха. Четыре времени года.
Made on
Tilda