Психологическая игра «Богини в каждой женщине» создана Натальей Базика на основе одноименной книги Джин Шинода Болен.
Несмотря на совершенно популистское название (чего я очень не люблю), и игра, и книга очень глубокие. И интересные!
Джин Шинода Болен пишет: «Могучие внутренние схемы, или
архетипы, объясняют основные различия между женщинами. Одним, например, для того, чтобы ощущать себя состоявшейся личностью, нужны моногамия, институт брака и дети – такие женщины страдают, но терпят, если не могут достичь этой цели. Для них самое большое значение имеют традиционные роли. Они разительно отличаются от женщин другого типа, которые превыше всего ценят свою независимость, поскольку сосредоточены на том, что важно лично для них. Не менее своеобразен и третий тип -- женщины, которых манят напряженность чувств и новые переживания, из-за чего они вступают во все новые личные отношения или мечутся от одного вида творчества к другому. Наконец, еще один тип женщин предпочитает одиночество; наибольшую значимость имеет для них духовность. То, что для одной женщины свершение, другой может показаться полной бессмыслицей – все определяется тем, архетип какой богини в ней преобладает. Более того, в каждой женщине уживаются несколько богинь. Чем сложнее ее характер, тем вероятнее, что в ней деятельно проявляются разные богини – и то, что значимо для одной из них, лишено смысла для остальных... ».
О чем это вообще?
Мы многое взяли от древних греков. И их мифы – одна из величайших ценностей. Далеко не только потому, что они увлекательны. А потому, что и их герои, и сюжеты архетипичны. Они вечные и универсальные для любой культуры, любого народа, любой эпохи. Именно поэтому и влияют на наши жизни. Да, собственно, они и взяты из жизни.
Игра всегда под конкретный запрос. Физически это игровое поле, кубик, подсказки, метафорические карты, маршрутный лист (перечень вопросов, по которому выстраивается игра). Задача игры – понять, какие сильные стороны (ресурсы) и каких именно богинь помогут вам достичь цели, какие собственные страхи и родительские запреты могут вам помешать и как их обойти. Поскольку все построено на метафорах, ответы приходят легко и воспринимаются без сопротивления.
Подробнее об игре ниже. А пока о самих богинях-архетипах. Джин Шинода Болен выделила 7 греческих богинь, соответствующих 7 архетипическим женским ролям:
- Артемида (Диана у римлян) – сестра, подруга;
- Афина (Минерва) – стратег, покровитель ремесел;
- Гестия (Веста) – мудрая женщина, добрая тетушка, хранительница домашнего очага;
- Гера (Юнона) – жена;
- Деметра (Церера) – мать;
- Персефона (Прозерпина) – дочь, жертва и интуитивная женщина;
- Афродита (Венера) – любовница и творческая женщина.
Все эти архетипы проявляются в жизни любой женщины. Но, как правило, у каждой из нас наиболее активны 2-3. Я вот, например, больше всего Персефона.
Галина Бедненко считает, что обычно архетипы вступают в свои права по очереди, но в принципе могут проявиться в любом возрасте: «Первой в девочке выделяется Кора-Персефона – дочь своей матери. Девушка в подростковом возрасте часто делает выбор между Корой-Персефоной и Артемидой. Затем приходит время Афродиты и (или) Геры. Далее наступает очередь Деметры, а затем является Гестия. Это естественная последовательность, связанная с физиологическим циклом и с этапами жизни женщины (Дева-Женщина-Старуха). Вместе с тем, эти архетипы сопровождают и наше индивидуальное личностное развитие. Поэтому все они могут проявиться в любом возрасте, в зависимости от конкретных обстоятельств и воли женщины».
У каждой богини есть сильные и слабые стороны, особенности и психологические проблемы на разных этапах жизни. И пути развития женщин, как следует из теории Болен, таковы:
- усиление сильных сторон активных архетипов;
- учет их слабых сторон и своевременное реагирование на их проявления;
- cпособность в нужное время активировать те архетипы, которые наиболее эффективно помогут в решении задач в данный конкретный момент;
- способность владеть стратегиями всех семи богинь.
Особенности богинь (как и реальных женщин!) во многом связаны с мифами об их рождении и детстве. Так что с этого и начну.