Архетипы богинь
и проблемы среднего возраста
Наверняка в мире есть женщины, которые не боятся стареть. Даже не сомневаюсь в этом. Но лично не встречала ни одной. А большинство моих знакомых (и я, само собой) так или иначе испытали все прелести перехода от молодости к среднему возрасту. Напомню, что Всемирная организация здравоохранения считает нас молодыми до 44 лет, а к среднему относит возраст 45-60 лет.

Конечно, вилка в возрасте 45-60 довольно большая. 45-летние – вчерашние девушки. Я знаю много женщин, которые в этом возрасте впервые выходят замуж и рожают первых детей. Если это ваш случай, то текст ниже, скорее всего, не для вас :). Женщины ближе к 60 уже переходят к следующему рубежу – пожилому возрасту. А в общем, все индивидуально. Но я приведу все же краткий список проблем, с которыми мы сталкиваемся в среднем возрасте – кто-то больше, кто-то меньше:
  • Зеркало больше не радует…
  • Боюсь, что перестала быть привлекательной для мужчин…
  • Гормоны скачут, физическое состояние постоянно меняется, настроение соответствующее…
  • На работе молодые наступают на пятки…
  • Понимаю, что что-то нужно менять в жизни, но не знаю что и как…
  • Дети выросли, и я им больше не нужна…
  • Как это – я уже теща, свекровь, бабушка???
Густав Климт. Три возраста женщины
Да, многие из нас отдали бы полжизни, чтобы снова увидеть в зеркале лицо без морщинок, упругое тело… чтобы снова ощутить восхищение мужчин… чтобы снова услышать слово «мама» от маленького человечка, для которого ты – главное в жизни… Но для многих это уже в прошлом. И пока не примешь этот факт и будешь цепляться за уходящую молодость, нервные срывы практически гарантированы.

Как принять? Естественно, нет единых рецептов. Кто-то волевым усилием справится, а кому-то потребуется работа с психологом/коучем. Я, например, эту тему для себя прорабатывала.

К счастью, ко многим вместе с возрастом приходит мудрость. И она сильно помогает принять себя новой, повзрослевшей. Именно повзрослевшей (!), а не постаревшей. Ведь если говорить о среднем возрасте, то старость исключительно у нас в голове. Вполне авторитетный ВОЗ нас старыми в этом возрасте еще не считает. И красивой, здоровой, счастливой и востребованной можно быть в любом возрасте. А принятие заключается в том, чтобы четко понимать возможности и ограничения новой, взрослой себя.

Давайте посмотрим, что нам могут предложить архетипы античных богинь в этом вопросе. Помните общую идею теории Джин Шиноды Болен?
  • В каждой женщине в разные периоды жизни присутствуют архетипы всех семи богинь, но обычно наиболее привычными являются 2-3.
  • У каждой богини есть сильные и слабые стороны, особенности и психологические проблемы на разных этапах жизни.
И пути развития женщин, как следует из теории Болен, таковы:
  • усиление сильных сторон активных архетипов;
  • учет их слабых сторон и своевременное реагирование на их проявления;
  • способность в нужное время активировать те архетипы, которые наиболее эффективно помогут в решении задач в данный конкретный момент;
  • способность владеть стратегиями всех семи богинь.
И в переходные периоды жизни все это актуально как никогда.

«Когда в организме женщины происходит резкий гормональный сдвиг – в период полового созревания, в течение беременности, при менопаузе, – некоторые архетипы усиливаются за счет других, – пишет Болен. – …пример гормональных изменений – менопауза, то есть прекращение менструаций, вызванное сокращением производства гормонов эстрогена и прогестерона. И опять реакции женщины зависят от активности преобладающей богини. В то время как Деметра страдает от депрессии из-за "пустого гнезда", другие женщины испытывают прилив "постменопаузного жара". Этот прилив означает, что пришло время пробудиться другой богине… Средний возраст – это переходный период, когда обычно происходит смена архетипа богини. Где-то между тридцатью с небольшим и сорока с лишним годами наиболее значимый архетип, преобладавший в предыдущие годы, постепенно сходит на нет, позволяя проявиться другим богиням. То, к чему стремилась женщина в предыдущие годы, – замужество, карьера, творчество, любимый мужчина, те или иные увлечения – достигнуто. В ее распоряжении оказывается излишек энергии. Побудит ли ее Афина к продолжению образования? Или же возобладает желание Деметры иметь ребенка – сейчас или никогда? Затем, в преддверии старости, смена ведущих архетипов может произойти еще раз. Толчком к этому служит наступление менопаузы, вдовство, выход на пенсию. Обнаружит ли в себе вдова скрытую Афину, когда впервые в жизни сможет сама распоряжаться деньгами, и поймет ли она, что способна хорошо разбираться в капиталовложениях? Удовлетворит ли уединение женщину, прежде избегавшую одиночества, ведь теперь ей ведомо пространство Гестии? Или в ее жизни образовалась пустота, поскольку Деметре больше не о ком заботиться? Все зависит от того, какая богиня доминирует в душе женщины в этот период жизни и какой архетип определяет ее выбор в тех или иных конкретных ситуациях».

В одной статье объять необъятное не удастся. Поэтому давайте рассмотрим пока типичные преимущества и ограничения богинь в среднем возрасте без особого анализа. Ниже текст из книги Джин Шиноды Болен «Богини в каждой женщине».
Эдвард Роберт Хьюз. Диана
Артемида

Женщина, воплощающая в себе архетип Артемиды и лишенная качеств других богинь, в возрасте 35-45 лет переживает кризис среднего возраста. Артемида – образ, подходящий для молодой, энергичной, мечтающей о великих свершениях и целеустремленной женщины. Однако по мере того как идут годы, женщина-Артемида замечает, что на карте ее жизни остается все меньше «белых пятен». Она либо добилась успеха в достижении намеченных целей, либо потерпела неудачу и уже ничего нельзя изменить.

И тогда она обращается к своим внутренним глубинам. Здесь ею движет скорее Артемида – богиня Луны, чем богиня охоты. В период менопаузы доселе экстравертная женщина-Артемида погружается в воспоминания и оказывается лицом к лицу с тенями прошлого. В ней просыпаются те чувства и желания, которые она до сих пор игнорировала. Такая углубленная сосредоточенность на самой себе имеет отношение к старухе Гекате, богине темной стороны Луны, привидений и всего сверхъестественного. Геката и Артемида – они обе были богинями Луны и обе скитались по земле. Их взаимосвязь просматривается в женщинах-Артемидах старшего возраста, ступающих на духовный путь с тем же бесстрашием, с каким в молодости они преследовали иные цели.
Густав Климт. Афина
Афина

Женщина-Афина часто обнаруживает, что средний возраст – лучшая пора жизни. С ее способностью воспринимать вещи такими, каковы они есть, она редко питает иллюзии и потому не разочаровывается. Если все идет согласно плану, она живет спокойно.

В среднем возрасте женщина-Афина находит время, чтобы переосмыслить свою жизнь. Она рассматривает все возможные варианты дальнейших действий. Если в центре ее интересов работа, а она находится посередине служебной лестницы, то теперь появляется возможность увидеть всю траекторию карьеры: как высоко она смогла подняться, насколько прочно ее положение, каковы дальнейшие перспективы и какими должны быть отношения с руководителем. Если она мать и ее дети выросли, она, вероятно, возьмется за проекты, которым сможет посвящать больше времени, так как дети стали самостоятельными.

Тем не менее средний возраст для женщины-Афины может неожиданно обернуться кризисом. Ее могут захлестнуть эмоции, превращая хорошо организованную, упорядоченную жизнь в хаос. Она может испытать супружеский кризис среднего возраста, который поставит под сомнения ее уравновешенность. Нередко ее кризис провоцируется кризисом мужа. Товарищеский брак, который для обоих был успешным союзом, теперь не удовлетворяет его. Он может ощутить отсутствие страсти в их супружестве и почувствовать, что его тянет к другой, эротичной и романтичной женщине. Если его жена по-прежнему верна своей природе Афины, она благоразумно справится с ситуацией. Однако в среднем возрасте гораздо легче пробуждаются другие богини, и впервые в жизни ее реакция может оказаться непредсказуемой.

Женщину-Афину не слишком огорчает наступление менопаузы, так как она никогда не определяла себя главным образом как мать. Для нее также не слишком важны молодость и красота, поскольку ее самооценка зиждется в первую очередь на интеллекте, компетентности и достижениях. Следовательно, тот факт, что она становится старше, не воспринимается ею как потеря. Напротив, оттого, что в среднем возрасте женщина-Афина обретает большую власть и влияние в обществе, чем в годы молодости, ее уверенность в себе и удовлетворенность жизнью могут даже возрасти, в то время как другие женщины озабочены тем, что они выглядят старше и становятся менее желанными.
Гестия
Гестия

В среднем возрасте течение жизни женщины-Гестии кажется установившимся. Если она замужем, то она – хозяйка дома, удовлетворенная этой ролью. Если она не замужем, у нее может быть статус «старой девы», поскольку ее совершенно не беспокоит положение одинокой женщины и она не бегает за мужчинами. Если она работает в офисе или живет в монастыре или ашраме, то там она представляет «постоянную составляющую», спокойно исполняющую свои обязанности.

Средний возраст может быть временем, когда женщина-Гестия уже формально вступает в монастырь или ашрам, принимает новое имя и посвящает свою жизнь духовному пути. Для нее это естественный переход, окончательное приятие посвящения, которое практически уже состоялось. Для родственников такое решение может быть совершенно неожиданным, потому что тихая, скромная Гестия никогда не оповещала их о важности этого аспекта своей жизни.
Гера
Гера

Станут или нет средние годы ее жизни временем осуществления, зависит от того, замужем ли женщина-Гера и за кем она замужем. Эти годы – лучшие для Гер, состоящих в устойчивом браке с мужчинами, которые добиваются успеха в пределах своих возможностей и ценят жен. В противоположность этому, незамужняя, разведенная или овдовевшая женщина-Гера глубоко несчастна.

В среднем возрасте семьи часто испытывают кризис, с которым женщина-Гера обычно умеет справиться. Когда ее брак переживает трудности, женщина-Гера нередко ухудшает ситуацию своим стремлением к обладанию и ревностью. Если впервые за свою замужнюю жизнь она узнает об измене или заподозрит важность другой женщины в жизни ее мужа, в ней может возникнуть во всем своем безобразии застилающая глаза мстительность, в дальнейшем подвергающая опасности брак, который столь для нее важен.
Эвелин де Морган. Деметра, скорбящая по Персефоне
Деметра

Средний возраст – важное время для женщин-Деметр. Если у такой женщины нет ребенка, она постоянно озабочена мыслями о том, что истекает биологическое время для возможности забеременеть. Замужние женщины-Деметры пытаются произвести на свет ребенка даже без особого желания со стороны супруга. Если существуют проблемы с зачатием или вынашиванием, они посещают специалистов по лечению бесплодия. Они могут обдумывать усыновление. А незамужние женщины намереваются стать одинокими матерями.

Даже если у женщины-Деметры есть ребенок, средний возраст для нее не менее критичен, хотя она может не осознавать его важность для своей жизни.

Ее дети вырастают. И каждый их шаг в сторону своей независимости проверяет ее способность допустить их уход от нее. Сейчас она может почувствовать желание завести позднего ребенка.

В среднем возрасте женщина – мать-основательница организации – может столкнуться с кризисной ситуацией, когда организация становится настолько сильной и обеспеченной, что кому-то захочется захватить ее положение и власть. Если она не обладает стратегическим умом Афины и не умеет вести политических игр, то честолюбивые менеджеры могут «похитить» организацию, которой она дала жизнь и поднимала в первые годы. Эта потеря погрузит ее в состояние разгневанной, горюющей, обиженной Деметры.

Даже если нет борьбы за власть или если она проходит через этот кризис и побеждает, возникают личные проблемы для нее – и для всех женщин-Деметр, вкладывающих в работу свою материнскую энергию. Теперь наступило время обдумать, что в ее жизни упускается и что она могла бы сделать для своего самоосуществления.
Персефона, повелительница Подземного Царства, и ее супруг Аид (Гадес)
Персефона

Хотя архетип Персефоны-Коры остается вечно юным, сама женщина постепенно стареет. Теряя юный облик, она может переживать из-за каждой новой морщинки на лице. Теперь барьеры реальности увеличиваются и заставляют ее осознать, что мечты, лелеявшиеся ею как возможности, теперь недоступны. Когда это становится очевидным для нее, наступает депрессия среднего возраста.

Если она по-прежнему определяет себя как «девушку», она пытается что-то делать, чтобы не принимать реальность. Например, может сделать пластическую операцию лица, поскольку сосредоточивается на попытках сохранить иллюзию юности. Ее стиль прически и одежды может быть более подходящим для женщины моложе ее на много лет; она может выглядеть и действовать нелепо, стараясь быть привлекательной. И с каждым уходящим годом ее поведение будет все более неадекватным. Для такой женщины депрессия всегда рядом.

Если она отождествляется в среднем возрасте с Персефоной-Корой недолго – вследствие взятых обязательств или преобразовавших ее переживаний, – то избежит депрессии. Депрессия может также стать поворотным пунктом в ее жизни – поворотным пунктом, который может иметь и отрицательные, и положительные последствия. Это может стать началом продолжительной депрессии, после которой она останется надломленной. Или отметит конец затянувшейся юности и начало зрелости.
Росетти. Венера Милостивая
Афродита

Неизбежность старения может стать для женщины-Афродиты опустошающей реальностью, если привлекательность была для нее главным источником удовлетворения. Однажды, когда она начнет беспокоиться из-за увядания красоты, ее внимание может переместиться, препятствуя ее всецелому погружению в другого человека. Она может не сознавать, что именно это качество Афродиты – даже больше, чем ее физическая красота, – было причиной притяжения к ней людей.

В средние годы женщина-Афродита нередко ошибается в своем выборе партнеров. Она может осознать, как часто ее привлекают чуждые условностям и иногда неподходящие мужчины. Теперь она может захотеть успокоиться – возможность, которую прежде с презрением отвергала.

Однако средний возраст не является трудным для женщин-Афродит, занимающихся творческой работой. Типично, когда такие женщины сохраняют свой энтузиазм и по-прежнему с головой бросаются в интересующую их работу. И сейчас они обладают большим опытом, чтобы чувствовать вдохновение, и более высоко развитым мастерством, чтобы выразить себя.

***

Из всего написанного ясно, что, как и в любом другом возрасте, у каждой из повзрослевших богинь есть свои плюсы и минусы. В общем и целом, уязвимые богини и в среднем возрасте более уязвимы, чем богини-девственницы. И поэтому женщинам, в которых преобладают архетипы Геры, Деметры и Персефоны, стоит еще ближе познакомиться со стратегиями остальных четырех богинь – именно они помогут наиболее безболезненно пережить «кризис среднего возраста». Конечно, и «девственницам» есть что позаимствовать у «уязвимых». Но об этом поговорим в следующих статьях.
Made on
Tilda