Каким вырастет ваш ребенок?
27 стратегий воспитания детей
Вы, возможно, знаете, что есть всего 3 базовых типа жизненных сценариев: пoбeдитeля, нeпoбeдитeля, нeyдaчникa. Победитель cтaвит пepeд coбoй цeли и дocтигaeт их самым эффективным cпocoбoм. Непобедитель неплохо aдaптиpyeтcя к жизни, но «плывeт пo тeчeнию». Неудачник... ну и так понятно.

Давайте посмотрим, какие наши действия помогут вырастить из ребенка победителя, а какие фатально повредят ему. Из таблицы (см. ниже) это понять совсем не сложно.

Мне нравится модель, в которой стратегии воспитания описываются исходя из комбинации трех параметров: отношение родителей к успехам ребенка, к его неудачам и к активности или бездействию.

Итого получаем 27 стратегий. Девять из них ориентированы на достижение успеха, девять – на избегание успеха и еще девять – на относительное равнодушие к нему. Если их сгруппировать по-другому, то девять нацелены на стремление к неудачам, еще девять – на активное избегание неудач/проблем и еще девять – на нейтральное отношение к ним.

В тех случаях, когда в таблице в колонке «Удача» стоит плюс, стратегии родителей заключаются в том, чтобы поощрять успехи ребенка. Понятно, что став взрослым, человек будет стремиться быть успешным – за это хвалят. Но вариантов-то девять. В каких-то из них он будет настолько повернут на успехе, что не позволит себе ни сна, ни отдыха. В других станет панически бояться неудач… что в итоге будет периодически приводить к ним. Но есть и практически здоровые варианты :), о чем ниже.

Если в колонке «Удача» стоит минус, то родители делают все возможное, чтобы отбить у ребенка стремление к успеху. Сложно представить, как это, да? Ну примерно так. Ребенок бежит к родителям, чтобы похвастаться рисунком, а мама раздраженно говорит: «Отвяжись, мне некогда. Ну и что ты тут начеркал? Руки из жопы растут, любой дурак лучше нарисует». Если дома так ведут себя с ребенком, вряд ли он будет стремиться к успехам :(. А зачем, если за них не то что не хвалят, а еще и унижают?

Теперь про неудачи. Во всех случаях, где в колонке «Неудача» стоит плюсик, можно ожидать, что взрослый человек будет подсознательно стремиться к проблемам. Когда у него в детстве случались неудачи, с ним что-то происходило плохое или он болел, за это жалели. В некоторых стратегиях его любили ТОЛЬКО когда было плохо. Во взрослой жизни такие люди будут часто застревать в страданиях, желая получить жалость, сочувствие и внимание. Кто-то будет суетиться и жаловаться, другие – лежать на диване и... тоже жаловаться. Более сложные варианты, когда ребенка хвалили за успехи и жалели за неудачи. В таком случае у взрослого будут свои прелести как в ситуации успеха, так и в случае возникновения проблем. Так или иначе он оказывается в относительном плюсе :).
Задача родителей – помочь ребенку сохранить крылья за спиной :).
И еще интересная колонка «Бездействие». В ней показано, как родители реагируют на ситуации, когда ребенок ничем не занят или занят чем-то, что они не считают полезным и важным. 0 – нейтральное отношение, «сам решай». Плюс – поощрение бездействия («Давай я сама все сделаю»). Минус – это когда родители полагают, что ребенок не имеет права ни на минуту покоя: «Чего расселась? Сделала уроки, иди мой посуду». Ну или не так грубо, но смысл понятен. «Ничего не делать» у таких родителей означает «быть ленивым», а это ужасно. Выросшие дети бессознательно или осознанно не позволят себе расслабиться и отдохнуть. Ориентированы ли они на достижение успеха или на неудачи, эти люди будут довольно суетливы, «нужно же что-то делать» – их любимая тема. Отдыхать не умеют, отсюда понятные прогнозы на будущее…

Для меня самые здоровые стратегии – № 4 и 5 (++0 и +00), когда ребенка хвалят за успехи, не ругают за неудачи и спокойно относятся к его активности. Вообще нейтральное отношение к проблемам – это не равнодушие. Это вовсе не значит спокойно смотреть, как ребенок рыдает от горя или боли. Иногда сочувствие малышу жизненно необходимо. Но к счастью, это редко бывает. В остальном же «быть нейтральным» означает позволить ребенку справляться с мелкими неприятностями самому. Упал – поднимется. Простыл – выздоровеет (лечить, наверное нужно, но охать-ахать при малейшем насморке точно ни к чему). Недавно у кого-то в фейсбуке увидела пример на эту тему: когда двухлетняя дочка падает и плачет, папа ей говорит «Иди ко мне, я тебя подниму» :). Правило простое: чем меньше мы будем жалеть ребенка, когда у него проблемы, тем меньше он будет стремиться к ним. Посочувствовать, помочь если это необходимо – другое дело. Главное, чтобы ребенок не чувствовал себя БОЛЕЕ любимым, чем обычно, если с ним что-то случилось.

В общем, есть о чем подумать :).
Описания в таблице не канонические. Что-то на лекции услышала, но в основном сама додумала. Можете пофантазировать, к чему в каждом конкретном случае приведет то или иное поведение родителей.

Кстати, можно заодно проверить и как вас воспитывали. У меня, похоже, +0+. Стремлюсь к успеху, но и в проблемных состояниях нахожу свои прелести (например, могу заболеть, чтобы отдохнуть, чтобы пожалели, чтобы уйти от более серьезных проблем и т.п.). Могу работать в интенсивном темпе, но легко себе позволяю периоды ничегонеделания, угрызений совести от этого не испытываю. Если говорить об общении с детьми, то решила, что буду контролировать собственную сердобольность :), чтобы не мешать им самим решать мелкие проблемы. Хотя трудно удержаться, чтобы не пожалеть деточек :).

И еще. Я знаю примеры, когда успешные люди вырастали в семьях, где их прессовали и обесценивали. Есть и противоположные примеры. Понятно, что кроме перечисленных в таблице трех факторов есть еще миллион, которые могут быть не менее, а то и более важны. Но почему бы не учитывать и эти три?

Что еще важно: заложенные в нас родителями программы можно корректировать. Было бы желание.

И еще P.S. Я тут ничего не пишу про счастье, только про успехи и неудачи. Для меня успех не равен счастью, хотя для кого-то он может быть необходимым элементом.

* На идею статьи меня навел тренинг Евгения Динева по NLP в РУДН.
Made on
Tilda