ТАИС АФИНСКАЯ И АРХЕТИПЫ ГРЕЧЕСКИХ БОГИНЬ
Разбираем образ «Гармоничной Женщины»
Джошуа Рейнольдс. Таис поджигает Персеполь.
Несколько месяцев назад мне нестерпимо захотелось перечитать книгу «Таис Афинская». До этого не брала ее в руки лет 25. И пока заново не прочитала, даже не связала ее с игрой «Богини в каждой женщине» и с женскими архетипами.

А ведь она именно об этом. Ну то есть верхний слой – о жизни и приключениях знаменитой гетеры на фоне исторических событий. Следующий слой – об обычаях, обрядах, религиях, мистериях разных древних народов (Греция, Египет, Вавилон, Индия…). А если еще углубиться, то книга эта – о разных женских ролях, о том, как женщина меняется и развивается, проходя через эти роли по спирали.

В начале книги Таис – Афродита (конечно же!). Впрочем, этот архетип у нее ведущий на протяжении всей жизни.

Но она не только Афродита. Четко видна Артемида. Она тоже у Таис очень сильна – это прослеживается и в ее независимости, и в женской дружбе-покровительстве. И кто еще мог сжечь Персеполис, если не Артемида?
Уолтер Крейн. Суд Париса
Афина – еще один активный архетип. Таис прекрасно образована, и Ефремов много пишет о ее участии в философских беседах и о мудрых советах, к которым прислушивались сильные мужчины.

Поначалу остальные архетипы (Гера, Деметра, Персефона, Гестия) у Таис почти не заметны. Возможно, период Персефоны-Коры (девушки, дочери) был пройден раньше, до начала книги. А вот взрослая Персефона – «интуитивная женщина» – развивается в течение всей книги, проходя через череду инициаций. Когда Таис участвует в мистериях, то соединяется и с Гестией, и с Персефоной. В эти моменты она глубоко-глубоко уходит в себя и возвращается в мир уже совершенно другой.

Богиней Герой Таис, на мой взгляд, все-таки не стала, хотя и была царицей Египта. А могла бы, если бы Александр на ней женился – величия ей хватило бы. Но все остальные мужчины, включая Птолемея (ее мужа) до Зевса явно не дотягивали. В замужестве она была, на мой взгляд, скорее Артемидой – подругой-сестрой мужу.

Ну и наконец Деметра. Статую Таис великий скульптор начал ваять только после того, как она родила сына – по его мнению, именно благодаря материнству она стала совершенной. Так что Деметру мы тоже видим, хотя и не столь явно заметную, как Афродита и независимые богини.

В общем, когда перечитала «Таис», посмотрела на ее совершенство с новой точки зрения :) – она проявлена почти во всех архетипических женских ролях. Причем в сильных их сторонах. А это означает прежде всего уместность. Например, когда Таис проходит посвящение в храме, она отключает амбиции и логику (Афина), эти качества здесь вредны. Зато нужны способности Персефоны к интуитивному восприятию знаний и смирение. Она чувствует, какой нужно быть в разных обстоятельствах, и легко переключается между ролями (архетипами).
Уолтер Крейн. Утро-день-вечер-ночь
Что еще. Это уже не о богинях, но тоже имеет отношение к психологии.

Любовь к себе. На протяжении всей книги мы видим женщину, абсолютно уверенную в себе. Никаких сомнений и метаний по поводу «я не такая», «я недостойна». Любовь и принятие себя. Любовь и принятие мира.

Подруги и потери. Не знаю, вкладывал ли Ефремов именно этот смысл, но я вижу подруг Таис как символические части ее самой. С каждой из них (Эгесихора, Гесиона, За-Ашт, Эрис) она буквально срастается, а когда теряет одну за другой, взрослеет и переходит на новый этап жизни. Это больно, печально, но неизбежно. Скажем, Эгесихора – подруга юности, импульсивная, необузданная. Она должна была умереть, чтобы Таис развивалась дальше…

Мечты и цели. Мне очень нравится термин «сила смирения». Он о том, что какими бы кристально ясными ни были мечты и цели, никто не может гарантировать, что они будут достигнуты. У мира могут быть совсем иные планы на тебя. Поэтому «делай что должно, и будь что будет». При всем своем совершенстве Таис не смогла получить единственного мужчину, который был ей нужен – Александра. Но не ушла в страдания по этому поводу, а наслаждалась каждым счастливым моментом жизни.

Так что для меня «Таис» – не только об архетипах богинь, но и о любви к себе, о философском отношении к жизни, о способности терять и приобретать, быть благодарной.
Made on
Tilda