Афина – еще один активный архетип. Таис прекрасно образована, и Ефремов много пишет о ее участии в философских беседах и о мудрых советах, к которым прислушивались сильные мужчины.
Поначалу остальные архетипы (Гера, Деметра, Персефона, Гестия) у Таис почти не заметны. Возможно, период Персефоны-Коры (девушки, дочери) был пройден раньше, до начала книги. А вот взрослая Персефона – «интуитивная женщина» – развивается в течение всей книги, проходя через череду инициаций. Когда Таис участвует в мистериях, то соединяется и с
Гестией, и с Персефоной. В эти моменты она глубоко-глубоко уходит в себя и возвращается в мир уже совершенно другой.
Богиней Герой Таис, на мой взгляд, все-таки не стала, хотя и была царицей Египта. А могла бы, если бы Александр на ней женился – величия ей хватило бы. Но все остальные мужчины, включая Птолемея (ее мужа) до Зевса явно не дотягивали. В замужестве она была, на мой взгляд, скорее Артемидой – подругой-сестрой мужу.
Ну и наконец
Деметра. Статую Таис великий скульптор начал ваять только после того, как она родила сына – по его мнению, именно благодаря материнству она стала совершенной. Так что Деметру мы тоже видим, хотя и не столь явно заметную, как Афродита и независимые богини.
В общем, когда перечитала «Таис», посмотрела на ее совершенство с новой точки зрения :) – она проявлена почти во всех архетипических женских ролях. Причем в сильных их сторонах. А это означает прежде всего уместность. Например, когда Таис проходит посвящение в храме, она отключает амбиции и логику (Афина), эти качества здесь вредны. Зато нужны способности Персефоны к интуитивному восприятию знаний и смирение. Она чувствует, какой нужно быть в разных обстоятельствах, и легко переключается между ролями (архетипами).